Глушители и Фаркопы

 

 

                                                                     Глушители для легковых автомобилей в Минске

 

                                                         Система выпуска отработанных газов в легковых автомобилях состоит из следующих друг за другом элементов:

 

  • Приёмные трубы глушителя (выпускной коллектор, так называемые «штаны» или «паук», из-за внешнего сходства) — раздельно идущие от каждого цилиндра трубы, сходящиеся в одну. Независимые трубопроводы уменьшают влияние цилиндров друг на друга. Всегда крепится (цельное изделие) жёстко к двигателю (головке цилиндров).
  • (опционально) Полужёсткая гофра — (специальная, для выпускной системы) — применяется в последнее время. При её отсутствии соединение жёсткое («труба в трубу» или фланец).
  • Пламегаситель или «предварительный глушитель» (также известный как «резонатор») — обеспечивает отражение волн выхлопа (отсюда название «резонатор») и первую ступень снижения шума и пульсаций газов.
    • (или, опционально) Каталитический нейтрализатор отработавших газов (в просторечии «катализатор») — преобразует некоторые продукты выхлопа в менее опасные для природы и человека, устанавливается сразу после приёмных труб, так как требует достаточно высокой температуры для своего функционирования. Заменяет собой пламегаситель (то есть — из них ставится что-то одно).
  • Труба от пламегасителя или каталитического нейтрализатора (разъёмное соединение) до глушителя (приварена).
  • Собственно глушитель, основная рабочая часть (на автомобильном сленге «банка», «бочонок»). Представляет собой герметически закрытую (от внешней среды) металлическую камеру объёмом в несколько литров (чем больше объём, тем эффективнее), внутри которой имеются многочисленные перегородки с отверстиями, образующие расположенные в шахматном порядке камеры. При прохождении газов по такому лабиринту, происходит поглощение пульсаций давления потока (возникающих вследствие работы двигателя) и рассеивание звуковых волн на развитой внутренней поверхности с преобразованием их энергии в тепловую.
  • Выхлопная труба, выходящая из глушителя (приварена) и выпускающая отработавшие газы в атмосферу. На мощных автомобилях может быть несколько (две, четыре) небольших параллельных выхлопных трубы.
  • (опционально) Наконечник выхлопной трубы - чаще всего хромированный отрезок трубы чуть большего диаметра - может быть съёмным и устанавливаться владельцем отдельно. Служит для улучшения внешнего вида (приведения всех внешних элементов автомобиля к общему стилю).

Глушитель и трубы, по причине их жёсткой (через гофру — полужёсткой) связи с вибрирующим двигателем, а также из-за вибраций, порождаемых выхлопными газами, крепятся (чаще всего — подвешиваются) к кузову через резиновые элементы-демпферы.

На мощных легковых автомобилях, а также грузовиках, могут устанавливаться два независимых выпускных тракта. Обычно это применяется для продольно установленного V-образного двигателя (отдельные тракты от левой и правой головок цилиндров).

Применяемые материалы и условия работы

На двигателях сравнительно небольшой мощности (примерно до 100 кВт) применяют приёмные трубы из жаропрочной стали, на более мощных двигателях используют выпускной коллектор — литьё из чугуна.

Автомобильные глушители (а также трубы и резонаторы) производятся из:

  1. Из нержавеющей стали (практически отсутствуют в продаже из-за большой стоимости и длительного срока изготовления на заказ). Производятся для наиболее популярных марок автомобилей. Срок службы — не менее 10-15 лет.
  2. Из алюминизированной стали (то есть стали, покрытой алюминием) (наиболее распространены на отечественном и европейском рынке; срок службы таких глушителей 3-6 лет);
  3. Из обычной (чёрной) стали без покрытия. Срок службы от 6 месяцев до 2 лет.

Элементы выпускной системы работают при очень высокой температуре — сотни градусов, поэтому обычные антикоррозионные покрытия (краска, мастика) могут защитить металл лишь при хранении и транспортировке, после установки они обгорают.

С наружной стороны (выпускная система монтируется под днищем кузова) на металл глушителя попадает много грязи и воды, однако здесь основное влияние не коррозии (от температуры вода быстро испаряется), а тепловых ударов, которые постепенно ослабляют металл. Для защиты от этого выпускную систему располагают ближе к центральной оси кузова и, по возможности, в нишах днища.

С внутренней стороны, на глушитель действует раскалённый пульсирующий поток газов, что само по себе вызывает старение и эрозию металла. Кроме того, на холостом ходу и прогреве двигателя газы в трубах успевают охладиться ниже точки росы, что приводит к выпадению конденсата в глушителе (если поездки короткие, он может быть там постоянно), и соответственно — коррозии изнутри.

Эти неблагоприятные факторы и определяют сравнительно короткий срок службы выпускной системы в легковых автомобилях. Повреждение («прогар», «прогорание глушителя») может быть внутренним (увеличивается шум) и внешним (небольшое сквозное отверстие, через которое с характерным цокотом выходят газы).

Тя́гово-сцепно́е устро́йство (фарко́п) — устройство, предназначенное для буксировки грузовых и легковых прицепов транспортным средством (тягачом).

На грузовых автомобилях и внедорожниках (УАЗ-469, УАЗ-452) до недавнего времени к качестве тягово-сцепного устройства применялся буксирный крюк, который удерживал дышло прицепа. Главным недостатком такой конструкции являлось наличие существенного люфта между дышлом и крюком, что приводило к ударным нагрузкам при трогании/торможении. В свою очередь, эти удары быстро выводили буксирный крюк из строя — вплоть до произвольной расцепки автопоезда при движении. Кроме того, весьма затруднительным был процесс сцепки, когда водителю необходимо было с большой точностью подать тягач назад так, чтобы буксирный крюк оказался точно напротив дышла прицепа. Для предотвращения самопроизвольного раскрытия буксирного крюка предусмотрена установка шплинта.

На легковых автомобилях чаще всего тягово-сцепное устройство представляет собой сцепной шар (ГОСТ 28248 предусматривает единственный диаметр шара — 50 мм); на дышле буксируемого прицепа устанавливается ответная сцепная головка. При этом тягово-сцепное устройство легкового автомобиля воспринимает не только горизонтальные (тяговые и тормозные) нагрузки, но и в случае одноосного прицепа также вертикальные.

Сцепные шары применяются для буксировки легковых прицепов весом до 3500 кг. Сцепной шар на кронштейне крепится к нижней части автомобиля (кузову или раме). Согласно стандартам, тягово-сцепные устройства должны проходить испытания на усталостную прочность конструкции.

С введением правил ЕЭК ООН № 55, которые допускают применение только тягово-сцепного устройства беззазорного типа, на современных грузовиках стала применяться европетля. Когда водитель тягача сдает назад, то дышло прицепа с помощью ловителя само входит в тягово-сцепное устройство и центрируется, после чего происходит автоматическая сцепка и фиксация. Дышло удерживается в тягово-сцепном устройстве за счёт вертикально перемещаемого шкворня. Беззазорная конструкция и фиксатор саморасцепки делают конструкцию более надёжной, а наличие ловителя более удобной для водителя.

Рядом с тягово-сцепным устройством обычно устанавливают штепсельную розетку для подключения электрооборудования прицепа с помощью вилки.

Происхождение слова «Фаркоп»

Истинное же происхождение этого слова остаётся загадкой. Для обозначения этого механизма в немецком языке используется более общее понятие Anhängerkupplung (дословно — прицепосцепление). Слово нем. Fahrkopf как в немецких толковых словарях, так и в интернете в этом значении не встречается. В технических словарях немецкого языка слово нем. Fahrkopf можно встретить лишь в значении рабочей части железнодорожного рельса Fahrkopf der Schiene (Eisenbahn).

Fahrkopf так называлось приспособление на конной телеге для подвешивания багажа.

Если исходить из внешнего вида механизма, слово по-видимому состоит из двух слов нем. Fahren (ехать) и нем. Kopf (голова). По крайней мере именно такое происхождение слова чаще всего указывается для объяснения правописания этого слова (фаркоп, а не форкоп). Этим часто объясняется альтернативное написание (и произношение) слова: фаркопф.

Согласно другой версии, слово произошло от немецкого нем. Vorkopf (vor — пред, перед). В этом случае получается, что его нужно писать через О. Слово Vorkopf в немецком языке, однако, также имеет иное значение — оно может означать переднюю часть головы (темя), а также строительный элемент.

Купить глушитель или фаркоп в Минске по отличной цене можно в интернет-магазине www.auto-r.by.